1. Замеры количества и качества потребляемых природных ресурсов, как с федеральной стороны, так и с региональной.
2. Анализ количества и качества влияния различных сфер деятельности человека на состояние экосистем, природных комплексов и ресурсов.
3. Нормирование уровня каждого вида деятельности человека, оказывающего влияние на природу.
4. Ограничение воздействий на природу для сохранения круговорота веществ и энергии, исходя из природных возможностей самовоспроизводства и самоочищения.
5. Ограничение воздействий на природу путем применения методов очистки различных выбросов.
6. Создание экологически чистых производств и транспортных систем.
7. Регулярная профилактика области железнодорожного транспорта, внедрение новых технологий, проведение природоохранных мероприятий.
8. Регулярный контроль состояния окружающей среды.
9. Использование экономических методов для рационального использования природных ресурсов.
10. Следование законодательству по охране окружающей среды и несение ответственности за нарушение законов.
Связи железнодорожного транспорта с природой
Железнодорожный транспорт имеет ключевое значение для транспортировки грузов и по объему перевозимых грузов занимает первое место. Второе – по объему пассажирских перевозок. Природная среда и успешное функционирование железнодорожного транспорта непрерывно взаимосвязаны.
Состояние природной среды зависит от каждого элемента железнодорожной инфраструктуры, начиная с этапа строительства, заканчивая интенсивностью движения транспорта. Сюда относят и научные работы, и внедрение технологий.
Функционирование железнодорожного транспорта зависит от наличия природных ресурсов и состояния природной среды в целом, а также от социально-экономического состояния общества. Стоит учитывать следующие свойства природных комплексов:
· Многосвязность – разные воздействия транспорта на природу, которые вызывают изменения, учесть которые трудно.
· Аддитивность – возможность наложения друг на друга различных антропогенных и техногенных факторов, в результате которые могут привести к непредсказуемым ситуациям.
· Инвариантность – свойство экосистем сохранять баланс при нормированных воздействиях.
· Устойчивость – способность экосистем сохранять исходное состояние при воздействиях, как самой природы, так и человека.
· Многофакторная корреляция – характеризует экосистемы с точки зрения их подготовленности к различным ситуациям и связям между ними.
Характеристики воздействия железнодорожного транспорта на природу
Регулярное воздействие железнодорожного транспорта на природу зависит от конкретного техногенного фактора или их комплекса. Характер воздействия определяется составом факторов и уровнем их влияния на природу, как отдельно рассматриваемого фактора, так и в целом. Для разделения границ влияния и оценки степени влияния используются характеристики.
1. Абсолютные потери окружающей среды – количественная характеристика изменения состояния биоценозов.
2. Компенсационные возможности экосистем – способность их естественного или искусственного восстановления.
3. Опасность нарушения баланса природной среды, возникновение ситуаций, которые могут вызвать необратимые последствия и создают высокие экологические риски.
4. Уровень экологических нарушений, вызываемых воздействием железнодорожного транспорта.
Такие характеристики нужны для определения уровня экологической безопасности в регионах и в стране в целом.
Говоря о взаимосвязи техногенных факторов и природной среды, следует ожидать ответной реакции природы, которая выражается следующим образом.
1. Адаптационная форма – локальное или статическое смещение равновесия.
2. Восстанавливающаяся форма – способность экосистемы полностью возвращаться в исходное состояние.
3. Частично восстанавливающаяся форма – способность экосистемы восстанавливаться частично.
4. Невосстановимая форма – такие нарушения экосистемы, которые вызывают необратимые последствия.
Факторы воздействия железнодорожного транспорта на природу
Цикл функционирования железнодорожного транспорта состоит из множества этапов, каждый из которых наносит вред окружающей среде. Например, строительство железной дороги, проходящей по местам обитания животных, нарушает цепи питания животного мира или же нарушает их миграцию, что приводит к вымиранию сообществ и видов. Гигантские объемы сжигания топлива истощают природные комплексы и нарушают способность экосистем восстанавливаться. Факторы воздействия на среду разделяют на несколько типов.
· Механические факторы – это твердые отходы, а также воздействие на почву при строительстве и движении транспорта.
· Физические факторы – тепловые излучения, ультразвук, радиация и пр.
· Химические факторы – это различные химические вещества и соединения, которые делятся на чрезвычайно опасные, высоко опасные, опасные и мало опасные.
· Биологические факторы – это макро- и микроорганизмы, например, бактерии или вирусы.
Факторы могут оказывать влияние сразу, а могут – кратковременно, сравнительно недолго и долговременно. По месту влияния факторы делятся на те, которые воздействуют в конкретных небольших локациях, на крупных участках местности и глобальные.
Транспорт играет ключевое значение в распространении вредных факторов. Это рассеивание в воздух вредных веществ, которые мигрируют и наносят обратимый, частично обратимый и необратимый вред природе.
Методы снижения вреда природе
Основные методы снижения вреда природе – это рациональный подход к выбору технологии производства продукции и ее транспортировки, использование средств защиты окружающей среды и контроль за их исправностью.
Степень нарушения природного баланса служит критерием экологической эффективности деятельности железнодорожного транспорта. Если природная среда не может справиться с антропогенными и техногенными факторами, необходимо проводить восстановительные работы и организовывать систему очистных сооружений.
Баланс в природной среде связан с поддержкой энергетического, водного, биологического и биогеохимического балансов и переменами в них за некоторый промежуток времени. Исчисляемые характеристики балансов зависят от региона, климата, объема используемых ресурсов, явлений природы и степени загрязнения окружающей среды в целом
Обеспечение равновесия балансов осуществляется при помощи социально-экономических, организационных, технических и санитарно-гигиенических методов.
1. Правовые методы регулируют нормы и порядок использования природных ресурсов.
2. Экономические методы регламентируют затраты на сохранения баланса в природе, а также определяют плату за использование ресурсов и плату за возмещение ущерба.
3. Организационные методы – научная организация использования природных ресурсов, а также выполнение административных и правоохранных мероприятий по предотвращению нанесения вреда окружающей среде.
4. Технические методы отвечают за создание новых технологий, которые направлены на уменьшение вредного воздействия.
5. Санитарно-гигиенические методы связаны с регулярным, своевременным контролем за состоянием природной среды и осуществлением превентивных мер.
Источник http://labatm.kz/
В процессе аттестации производственных объектов...
Комментарии